В Казахстане авиакомпании будут штрафовать за отказ в посадке

30-09-2025, 22:10 Новости 0 Айгерим
С 13 марта 2025 года в Казахстане введены штрафы для авиакомпаний за овербукинг, что теперь позволяет пассажирам защищать свои права в случае отказа в посадке при наличии оплаченного билета. Несмотря на это, на текущий момент не зафиксировано случаев отказа в посадке на внутренних рейсах, и авиакомпании не были привлечены к ответственности.
В Казахстане авиакомпании будут штрафовать за отказ в посадке

С 13 марта 2025 года в Казахстане вступили в силу новые правила для авиакомпаний, касающиеся овербукинга — практики, при которой продается больше билетов, чем имеется мест на борту. Теперь авиаперевозчики могут получить штраф, если откажут пассажиру в посадке, несмотря на наличие у него оплаченного билета. Это нововведение касается как международных, так и внутренних рейсов.

Новые правила

Министерство транспорта разъясняет, что согласно статье 571 Кодекса об административных правонарушениях, число продаваемых билетов не должно превышать фактическое количество мест на самолете. За нарушение этих правил авиакомпании грозит штраф в размере 50 месячных расчетных показателей, что в 2025 году составляет 196 600 тенге.

Если пассажиру отказывают в посадке, он имеет право на продление срока действия билета до ближайшего рейса с доступными местами соответствующего класса.

Как доказать овербукинг

Факт отказа в посадке должен быть подтвержден документами авиакомпании и аэропорта. К таким доказательствам относятся акты об отказе, списки пассажиров, данные системы регистрации и посадочных листов, а также письменные обращения пассажиров и свидетельские показания.

Статистика

С момента введения новых правил случаи отказа в посадке из-за овербукинга на внутренних рейсах не зафиксированы, и ни одна авиакомпания не была оштрафована. В Министерстве транспорта подчеркивают, что в 2025 году не поступало жалоб по этому поводу, и работа по контролю за соблюдением законодательства в сфере авиаперевозок продолжается.

Куда обращаться пассажирам

Если вы столкнулись с отказом в посадке при наличии оплаченного билета, вы можете подать жалобу в:

  • Комитет по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции;
  • Комитет гражданской авиации Министерства транспорта, включая портал E-otinish.

Жалоба может быть подана в письменной или электронной форме и должна содержать авиабилет, посадочный талон и другие документы, подтверждающие нарушение. Срок рассмотрения обращения составляет 15 рабочих дней.

Что такое овербукинг?

Овербукинг — это практика, активно используемая авиакомпаниями, когда продается больше билетов, чем мест на борту. Это делается с расчётом на то, что некоторый процент пассажиров не появится на рейсе. Однако если все пассажиры приходят, некоторым из них может быть отказано в посадке, что вызывает недовольство и стресс, особенно в праздничные дни.

В последние два года овербукинг стал серьезной проблемой в Казахстане, где пассажиры нередко оказывались без возможности вылета, несмотря на наличие у них билетов. Ранее вице-министр транспорта отметил, что такая практика является незаконной, и призвал авиакомпании следовать установленным нормам.

Важно отметить, что овербукинг может возникать не только при авиаперевозках, но и в гостиничном бизнесе, что также вызывает недовольство у клиентов.

Поделиться: